Особенности организации архитектурного освещения.

Архитектурное освещение играет ключевую роль в дизайне зданий, экстерьеров и создании положительного образа развитого города. Чем больше огней, тем больше активности, больше жизни даже в тёмное время суток на улицах и площадях. И наоборот, чем меньше света, тем меньше желанию у людей находится в подобном месте. Естественно, что каждый частный дом не освещается с избытком, потому что в этом нет необходимости, зато центр города, главные улицы, особые здания большого культурного значения сегодня освещаются ночью едва не так ярко, как солнечным днём. Это служит рекламным инструментом как развитого общества, примером для студентов архитекторов, так и магнитом для туристов.

Владельцы частных домов, частных гостиниц, торговых центров и коммерческих объектов могут преследовать разные цели. Кто-то старается максимизировать узнаваемость с помощью определённых цветовых оттенков, другие стремятся обеспечить максимальную яркость, а кто-то старается привлечь клиентов и посетителей благодаря освещению уникальных скульптур или образов перед входом, на стенах здания либо находящихся на крыше здания, и смотрящих вниз.

Естественно, что для решения подобных задач используются разные LED-технологии, к примеру, для максимальной мощности выбирают уличные архитектурные светильники, направленные на фасад. Свет будет идти снизу вверх и под углом в 20-30 градусов. А для максимизации узнаваемости выбирают цветные LED-прожекторы с нужным оттенком рассеивателя. Торговые центры могут с лёгкостью превратить свои огромные фасадные площади в рекламные баннеры или места для billboards. Одним словом, можно решать множество разных задач и для этого есть полный ассортимент инструментов и оборудования.  

Особенности архитектурной подсветки с помощью LED

Какая самая главная и очевидная особенность любого внешнего освещения используемого на открытом воздухе? Естественно, что это – защита от природных осадков и перепадов температуры. Ведь мало того, что на устройство будет влиять вода, холод, жара и пыль, на него будет ещё влиять такой фактор как электричество. Корпус должен быть устойчивым, несмотря на то, из чего он сделан – из металла или из пластика. Кроме этого, любой светильник, который находится на земле, вблизи тротуаров, на столбиках ограничивающих движение транспорта или велосипедные дорожки должен быть защищён от вандалов или банального удара транспорта. Случаются различные происшествия во время работы и уровень защиты должен быть адекватным для всех из них. Светодиодные светильники для архитектурного освещения должны быть защищены по стандарту минимум IP44, а лучше всего по стандарту IP65. Чтобы вы знали, IP65 – это не максимум, есть ещё выше, но их используют ну в очень «узких профессиональных  кругах».

Естественно, что светильники с защитой IP65 стоят дороже, чем обычные, но и обеспечивают намного лучше стойкость ко всем природным факторам. К примеру, порывы ветра, сильный дождь, град, непрерывный снегопад и устойчивость корпуса к перепаду температуры. После того, как решены вопросы с погодой, тогда уже можно закрывать его с помощью антивандальной сетки, прочного толстого стекла, которое сложно повредить даже сильным ударом снаружи. Используется технология многослойной проклейки стекла, а в середину может быть вставлена плёнка. Такая плёнка сдерживает стекло от разрыва и от дробления на крупные куски. Да, подобная техника стоит дороже обычных светильников, но мы уже предупредили, что это связано с работой на открытом воздухе и часто вблизи большого трафика людей, плюс, транспорта.

Второй нюанс – долговечность и обслуживание. Чем больше будет срок службы, и чем они более надёжны, тем дальше и выше их можно разместить. Что имеется в виду? Вы можете закрепить свои прожектора на фонарных столбах, на которые очень сложно забраться к примеру. Там он будет вне зоны досягаемости случайных прохожих, но и вне зоны досягаемости ваших электриков без специальной техники. Это и замечательно! Потому что LED светильники для архитектуры TM «VELA» способны работать по 30 000 часов без замены, без обслуживания и потери яркости. Невероятные показатели, правда?

Поэтому мы считаем, что именно светодиод должен стать основным элементом для освещения фасадов и улиц наших городов.

Третий нюанс – исключительное время работы: вечер и ночь. Отличие от обычного освещения, которое используется дома и в офисах в том, что дома и в офисах лампочки могут гореть почти круглосуточно. Мы находимся внутри помещений, и естественное освещение не всегда создаёт оптимальный уровень яркости. Кроме этого, есть ещё многоэтажные торговые центры, есть выставочные залы, огромные крытые ангары, где проходят ярмарки и собрания. И там лампы могут гореть  почти круглые сутки, в отличие от фасадного освещения, включаемого только вечером и ночью. Именно в тёмное время суток создаётся яркий контраст из огней. А чтобы ваше оборудование работало в оптимальном режиме, стоит использовать 1 из 3 описанных способов:

1. Включать внешнее освещение вручную. То есть, у вас есть человек, который следит за тем, когда включать лампы и прожектора. Тут есть несколько вопросов. А если он заболеет? Это будет его единственное задание или одно из нескольких? Если одно из нескольких, то не сможет ли он в силу загруженности упустить тот самый нужный момент? Одним словом, это подход из каменного века в эпоху компьютеров и автоматизации.

2. Программа, которая сама определяет, что нужно включать лампочки. Включается согласно заранее заложенного графика внутрь самой программы. Преимущества – всё автоматизировано. Недостатки – может включать лампы, когда на улице ещё достаточно светло, чем вызывать перерасход электрики.

3. Датчики освещённости, самый продвинутый вариант. Датчик может быть один, который запускает всю автоматику, либо их может быть несколько, с солнечной и теневой стороны. Преимущество датчиков в том, что они реагируют не только на время на улице, а на фактическую ситуацию. К примеру,  тёмные грозовые облака в разгар дня, туман, смог, дым, или обилие осадков.

Четвёртый нюанс – освещайте своё здание так, как освещены соседние здания. Так можно добиться гармоничной картинки и единого архитектурного стиля. Когда все здания кругом в темноте, а ваше освещается как Александрийский маяк, то это не совсем правильно. Лучше установить уличное освещение, используя уличные светодиодные светильники, так получиться покрыть большую площадь и все от этого выиграют. Тем более что исторические центры городов уже густо покрыты подобными вспомогательными устройствами, установленными на стенах, подвешенными между столбами, а также в виде обычных фонарей.

Пятый нюанс – правила архитектурного освещения подразумевают, что свет не должен мешать людям и проезжающему мимо транспорту. В исторической части города кроме постоянных туристов, акций и мероприятий не очень приятно, когда тебе в окна светит мощный прожектор от соседнего магазина, и твоя комната превращается в комнату для допроса. Знаете, это когда вам в лицо светит лампа, и вы не видите ничего, кто находится за ней. Так же и в этом случае, светодиодные прожекторы для фасадов направляются под углом в 20-30 градусов вверх, но никак не в соседние здания. Исторические или важные дизайнерские здания должны освещаться так же хорошо (ярко), как и соседние отели или развлекательные центры. Правила приличия говорят о том, что ни одно строение не должно перетягивать на себя внимание с помощью света и прожекторов.

Поинтересуйтесь у вашего соседа, прожектора какой мощности он использует, и поставьте себе аналогичные. Вы можете расположить их по-другому, интересней, играть с геометрией, но не с яркостью. Такие правила хорошего тона.

Комплексный подход

Используя все элементы и открытые пространства вокруг здания, объекта или строения, можно добиться единой красивой картинки. К ней относятся как прилежащая территория, так и пешеходные дорожки, тротуары, парковки. Те места, где будут проходить люди, либо где будут находиться транспортные развязки, тоже должны соединиться в одну общую картину экстерьера вашего проекта. Их нельзя забывать, как и нельзя забывать, что ваше освещение играет не только роль фактора безопасности при передвижении людей, но ещё и эстетическую, художественную роль для них.

Проект должен содержать решения для 2 вещей: подчёркивание преимуществ и скрытие недостатков. Любое строение имеет 2 эти вещи. От красивого архитектурного, художественного здания, до обычного крытого торгового центра, который выглядит как огромный крытый прямоугольный ангар. Заниматься освещением любого из таких объектов – хлопотный и трудоёмкий проект, и мы готовы вам в этом помочь. Ведь процесс реконструкции, как и процесс монтажа светильников не является конечной целью работы. Конечной целью будет прекрасный внешний вид вашего объекта в ночное и вечернее время, с помощью доступных инструментов дизайна и технологий. С помощью светодиодных матричных прожекторов можно скрыть недостатки фасада, направив лучи из них не вертикально вверх, а перекрещиваясь навстречу друг другу. Так можно скрыть верхнюю часть фасада, к примеру. Освещение будет работать уже тогда, пока идут восстановительные или реконструкционные работы. Либо мощный прожектор находится прямо под спорным элементом фасада, тем самым погружая его в тень.

Если говорить про тротуары, то специалисты советуют использовать не только светильники споты, встроенные в землю, но и лампы на тротуарных столбиках. Желательно пешеходные дорожки выделять другим цветом, чтобы гостям и клиентам вашего здания было проще передвигаться ко входу и от него.

Три принципа подсветки

1. Акцентированное и местное освещение. Как понятно из названия, это LED прожекторы средней мощности, а также уличные светильники направленные вверх. Их задача освещать несущие части здания, а также подсвечивать все интересные и дизайнерские элементы, которые хочет выделить владелец. К ним относятся особая лепнина, архитектурные формы, скульптуры, украшения балконов, парадного входа, окна, карнизы.

2. Заливающее освещение. Мощные прожектора с рассеивателями, обеспечивающие равномерный свет с большого расстояния. Их устанавливают на фонарных столбах на удалении. Главное преимущество в том, что нет вертикальных теней, как могут образовываться от акцентных прожекторов. Видно широкую площадь рекламных баннеров, большими буквами подсвечивается бренд магазина или супермаркета, а также подходит именно для крупных объектов (гипермаркетов, супермаркетов, современных заводов). Для единичных мелких строений данный тип подсветки не используется.

3. Скрытое освещение. Самый распространённый тип освещения для частных домов в западных странах. Его особенность в том, чтобы лампы встраиваются внутрь стен и закрыты элементов фасада, чтобы создать видимость, как будто свет идёт изнутри здания, прямо из стен или из кладки. При этом провода и прочая техническая фурнитура не должна быть видна. Применяются уличные настенные светильники, LED споты и компактные прожекторы.

Задача архитектурной подсветки – подчеркнуть ценность здания для города и для людей. Историческая ценность при этом не должна уничтожаться или изменяться. Поскольку в строительстве задний используются разные материалы, а центр города может быть насыщен зданиями, как новой эпохи, так и старинными фасадами, приходится подбирать такие способы освещения, которые не должны конкурировать между собой, а наоборот подчёркивать сильные стороны, как древних, так и модерных объектов. Разные светильники дают свой эффект. Рассеиватели и отражатели помогают справиться в отражающими поверхностями современного стекла, глянцевого кафеля, так и старинной лепнины.

Заключение

Архитектурное освещение – способность учитывать требование заказчика, так и требование городских властей по качеству, мощности и балансу внешнего вида разных строений. Эстетика и технологии именно тут объединяются в одно целое. Вам стоит взглянуть уже на готовые проекты, а также на здания, которые мы освещали с помощью оборудования производства TM «VELA». С его помощью можно подчеркнуть сильные особенности фасада, либо скрыть недостатки только световыми методами. Это чем-то напоминает искусство спецэффектов на киноистудии. Правильное освещение и красивое здание вместе создают сказочный неповторимый эффект, который завораживает людей и заставляет их испытывать самые прекрасные чувства прямо в этом месте и в это время.