Освещение в школах и ВУЗах. Подбираем светильники правильно.

Что помогает нам учиться? Собственно желание, качественный материал и учебная аудитория (библиотека, лаборатория, зал или комната). Почти все из вышеперечисленных аудиторий находятся под крышей, и требуют, естественно, искусственного освещения. К ним относятся лампы, светильники, панели, прожекторы. От их работы зависит психоэмоциональное состояние учеников, способность быстро схватывать информацию, сопоставлять факты, а также зависит общее настроение людей. Как же правильно оборудовать ваш учебный кабинет, чтобы уроки проходили интересно и продуктивно? Давайте узнаем.

Школьники и студенты создают нагрузку глазам как ни одна другая профессия. Почти 8 часов в день они сидят в аудитории и пишут-пишут-пишут лекции и семинары. Поэтому, чем лучше будет освещение, тем меньше стресса будет на глаза, тем дольше они прослужат в идеальном своём состоянии. Дело совсем не в том, что надо поставить больше ламп, везде и всюду. Нет. Существует одна проблема.

Проблема с учебным процессом

С одной стороны, нормы и стандарты освещения учебных аудиторий озвучены давно, написаны справочники, комиссии следят за их соблюдением, выписываются штрафы за нарушения. Но, в сегодняшних реалиях рыночной экономики встречаются такие ВУЗы, где ректорат решает сэкономить лишнюю гривну, использует дешёвые светильники, либо устанавливает их меньше, чем заложено в нормах. Та же самая ситуация повторяется в сельских учебных заведениях, которые удалены от города, удалены от глаз комиссий, и школьники даже не догадываются, что играют собственным здоровьем. То есть, мы сталкиваемся с тем, что начальство ВУЗов, школ и техникумов пытается заработать деньги себе в карман, за счёт учащихся и персонала. Хорошо ли это? Скорее всего – нет.

Понятно, что цена электричества бьёт рекорды который год, понятно, что курс национальной валюты обвалился в 3 раза, и с ним упала покупательная способность этой самой валюты, а также массовый отток специалистов за границу приводит к ухудшению образовательного процесса. И если появление энергосберегающих технологий, устройств и приборов помогает решить часть из этих проблем, это замечательно. Светодиодные светильники сегодня являются лидером среди любых энергосберегающих систем освещения, по цене догнав люминесцентные лампы. И замена ламп и светильников на светодиоды в учебных заведениях способно решить одну из важных проблем экономии ресурсов и денег. Такая замена помогает пережить текущую ситуацию на рынке и в государстве. Тем более, что в европейских государствах правительство на законодательном уровне закрепило принцип перехода на светодиоды, и это ждёт нас. Тем более, когда из бюджета государства на это будут выделять средства! Важно не пропустить данный момент любому ректору ВУЗа или директору школы.

Старые люминесцентные лампы придётся выбросить и утилизировать. Вы знаете, что из-за паров ртути внутри трубки они представляют угрозу жизни и здоровью людей. И такие лампы устанавливались массово, в знакомые прямоугольные корпуса. Светодиодов тогда ещё не существовало, и конкурировали они только с лампами накаливания, показывая высокую яркость, экономию и надёжность. Поскольку светодиоды были экспериментальным типом освещения на переходе из 1990-х в 2000-е, то о них мало кто знал. Цена была огромной, свойства не до конца изучены. Но, уже почти 2020-е и ситуация поменялась кардинально.

На сегодня, LED-панели, LED светильники и LED лампы стали эталоном освещения почти всех сфер деятельности. От производства, до сферы обслуживания, от учёбы, до развлечений. Самое смешное то, что в помещении ничего не надо менять. Лампочки вкручиваются в тот же стандартный цоколь E27, либо ставятся в те же прямоугольные корпуса, только меняется несколько фиксаторов. При этом, их эффективность увеличилась на 200%, яркость стала лучше, цветопередача близка к натуральному свету, и цена упала в 7 раз! Почему же не попробовать их для своих учебных залов и аудиторий?

Предлагаем вам простое и эффективное решение для класса или кабинета – купить LED панели. Это стандартные лампы тех же корпусов, где раньше находились газоразрядные лампы. Вы вынимаете старые лампы, и ставите новые, светодиодные. Есть большой шанс, что даже без особых проблем, всё заработает. Вы сможете провести сравнение по яркости, свечению и внешнему виду. Попробуйте поставить их уже завтра.

Стандартный учебный класс

Когда вы учились в школе или университете, вы замечали тот факт, что в аудиториях почти всегда большие окна слева? И это связано с тем, что обучение идёт в дневное время суток, когда на улице полно естественного освещения. Поэтому,  детей и студентов легко обеспечить солнечным натуральным светом без проблем. Это касается 3 из 4 сезонов года, кроме зимы. Лампы, в свою очередь,  выполняют только вспомогательную функцию, убирая тени от рук, когда ученик пишет свой конспект или читает книгу.

Поскольку большинство людей – правши, то свет должен падать слева. Мы ведём по книге взглядом слева направо, а также пишем слева направо, тень от ручки не должна закрывать чистую область тетради или чертежа. Левшам будет неудобно при окнах слева в аудитории, но таких учеников значительно меньше, они могут садиться немного под углом к окну. Если в конкретной аудитории нет больших окон, есть только небольшие форточки, либо аудитория вообще находится внутри здания, есть только входные двери, то тогда используют потолочные LED светильники, увеличивают их яркость. Каждая лампа должна быть закреплена над столом, и между столами должна быть достаточная дистанция. Тень от ученика спереди не должна закрывать тетрадь ученика, который сидит за ним. В то же время, яркость не должна быть избыточной, иначе блики от белой бумаги и лаковой поверхности стола могут вызвать ослепляющий эффект.  

Согласно СанПиН, для аудиторий свыше 6 метров шириной, должна быть компенсация естественному свету слева, за счёт нескольких искусственных источников света справа. Мощность не обязательно должны быть избыточной, но студентам и детям должно быть удобно читать текст, рисовать в тетради, слушать преподавателя с любой стороны помещения. Вдоль стены можно установить несколько спотов (светильники небольшого размера). Этого будет вполне достаточно. Кто-то агитирует за трековые системы, но, по мнению VELA – это необязательно. Светильники споты справятся с этим же заданием, и будет намного дешевле.

Все остальные аудитории учебного центра (мастерские, лаборатории, актовые залы, спортивные залы) освещаются с помощью комбинированного света. Используется несколько ламп разной силы и направленности, чтобы закрыть все возможные слабые места. Естественно, в тех аудиториях, где есть большие окна, как актовые залы, мастерские, необходимо использовать данное преимущество. А во всех остальных случаях, светильники будут светить с 2-3 сторон одновременно на каждое рабочее место, будь это сцена, стол, станок или спортивный снаряд.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!

Все важные требования одним списком. Выдержать их всех - закажите наш проект по телефону или E-mail.

1. Все столы, парты, главная доска для записей, вспомогательные настенные материалы должны освещаться одинаково, и быть видны ученикам с любой точки аудитории.

2. Хороший уровень освещения означает, что ученики (студенты) могут читать и писать от руки несколько часов подряд, пока длится учебный процесс. Даже первоклассники сидят по 3-4 часа в классе, не говоря уже о старших классах.

3. Применять надо светильники с высоким уровнем цветопередачи. Большинство современных учебных материалов цветные, с иллюстрациями и рисунками, плюс , многие ученики используют разноцветные ручки, когда пишут конспекты, выделяя самое важное красным или зелёным цветом. Цвет предметов и текста не должен искажаться из-за некачественных ламп.

4. Оптимальным источником света для класса будет – светодиодная лампа с нейтральным цветом свечения, 4000 К. Именно она создаёт спектр максимально близкий к солнечному спектру.

5. Плафоны нельзя снимать, если они предусмотрены конструкцией, поскольку те выполняют защитную и рассеивающую функцию. Даже при взгляде на лампу, вы не будете ослеплены, и «зайчик» не будет долго бегать перед вами.

6. Разбитую светодиодную лампу не стоит оставлять в корпусе, даже если она светит. Да, колба выполняет декоративную функцию, но ещё она блокирует попадание пыли на полупроводник. Если уже так случилось, что колба разбилась, то замените лампочку.

7. Нельзя комбинировать разные оттенки в одном помещении, к примеру, над столами – нейтральный белый, а в месте гардероба – тёплый белый оттенок. Везде должны использовать одинаковые лампы, чтобы концертировать внимание всех на одной деятельности – учёбе.

8. Оборудование в аудиториях должно работать без дефектов: никакого шума, мерцания или снижения яркости. Это не тот случай, когда на лестничной площадке или в «подсобке уборщицы» можно иногда позволить подобные вещи.

9. LED светильник для аудитории является полностью безопасным и надёжным источником света. В отличие от ламп накаливания или газоразрядных ртутных ламп. И первые, и вторые могут либо оставлять куски стекла вокруг при повреждении, либо загрязнять аудиторию ртутными парами при повреждении. Так что выбор по умолчанию - светодиоды.

10. Экономить электроэнергию во время работы. Современный мир таков, что цена электроэнергии не будет снижаться. Количество бытовой и промышленной техники, гаджетов, электромобилей будет увеличиваться с каждым годом, а новых источников дешёвого электричества ещё не найдено. Поэтому, цена электричества будет только расти. Выбирайте себе те приборы и светильники, которые потребляют минимум электрики уже сегодня!

НОРМАТИВЫ

Освещение помещений прямоугольной формы – самое простое. По центру - доска, относительно неё ставятся параллельными рядами парты и столы, а на потолке крепятся светильники, чтобы обеспечить равномерное освещение. Хуже ситуация, когда класс находится в углу здания неправильной формы, и тогда равномерное освещение создать не получится. От ближайшей стены будет отбиваться больше света, либо угол получится слишком тёмным для учеников. Также проблемой могут быть колонны или перегородки, когда учебные аудитории располагаются в других зданиях, которые не строились для этого, либо надо решать какие-то срочные форс-мажорные задачи. По умолчанию, все лампы должны быть одинаковой мощности, так проще будет создать равномерный световой поток во всех направлениях. Если это творческая мастерская для художников, можно использовать подвесные светодиодные светильники, которые подчеркнут особенность данной мастерской, и её творческую атмосферу обучения. В то время как для стандартных аудиторий выбирают накладные светильники или светодиодные панели. 

Норматив для помещений с окнами – 1,2 метра от стены с окнами, для остальных стен – 1,5 метра до лампы. То же правило относится и к перегородкам между кабинетами, к примеру, гипсокартонной стене. Лампы должны быть на удалении в 1,5 метра от неё. Эксперты советуют придерживаться очень простого правила – самая яркая часть класса не должна быть в 3 раза ярче, чем любая другая часть класса, даже самый дальний гардеробный уголок с одеждой учеников не должен быть в темноте. Неравномерная освещённость ведёт к перепадам внимания и снижению концентрации на предмете. Столы тоже освещаются максимум в 3 раза сильнее, чем вся остальная площадь. Тетрадь белая сама по себе, и отражённый от её чистых страниц свет будет напрягать глаза, если перестараться с яркостью.

Цветовая гамма для стен, столов, полов и потолков тоже регламентирована, и вы это видели много раз, в разных школах и учебных заведениях. Стены почти всегда в светлых тонах: светло-жёлтый, светло-голубой, светло-зелёный, но, только до верхней границы дверей.  Всё, что выше дверных проёмов – белят, как и белят потолок. Почему именно белое и светлое? Для того, чтобы свет от светильников и естественный свет из окна отражались от потолка и стен, не поглощались и отвечали за воздушность помещений. Столы, парты, стулья – коричневого цвета, если из дерева, и светло-синие, если из металла. Тёмными тонами красят только пол и доску возле учителя. Пол может быть как красный, так и коричневый, доска – зелёная, коричневая, чёрная. Тёмный цвет доски прекрасно поглощает свет, поэтому на ней нет «зайчиков» и бликов, под каким углом на неё бы не смотрели дети.

Что нечасто можно увидеть в наших школах, но это распространено за границей, так это светильник в верхней части доски, который вынесен немного вперёд и освещает всё то, что под ней написано. Подобный линейный LED светильник создаёт повышенный уровень контраста между фоном доски и написанным текстом, чтобы его легче можно было прочитать или заметить детали букв, цифр, знаков и символов. Расстояние от доски до самой лампы – от 5 до 50 сантиметров, и его можно регулировать под себя.

До нас ещё данная мода не добралась, и неизвестно, попадёт ли. Хотя бы по той причине, что начинают использовать мультимедийные доски с проекторами. Так что через несколько лет мы может увидеть, как поменяется система обучения и оснащение аудиторий в очередной раз.

Что касается больших актовых залов, спортивных залов и столовых, то здесь обязательно надо делать несколько независимых осветительных систем, чтобы можно было включать только те из них, которые используются учениками. К примеру, если занятие проходит с небольшой группой учеников, либо идут на обед первоклассники, то нет смысла включать все линейные светильники в  зале, достаточно будет осветить только одну половину столовой, спортзала. Что касается актовых залов, то здесь должно быть отдельное освещение для сцены, и отдельное освещение для зрительного зала.

Вот такие рекомендации и требования по теме «освещение учебных аудиторий, классов, лабораторий». Если вам нужны конкретные проекты, расчёты и предложения, то звоните нам или заказывайте на электронную почту. Покажем и поделимся своими работами!

ТМ «VELA».