Правильное освещение в магазинах. Выбираем светильники.

Люди, которые знают больше других как продать товар быстрее, выгоднее и убедительней, зарабатывают больше, чем неопытные продавцы. И специалисты по продажам знают, как надо использовать все доступные методы, чтобы склонить человека к покупке. Освещение для них играет такую же огромную роль, как и упаковка, скидка или гарантия. Правильное освещение изучается в маркетинге, анализируется сила света, мощность, количество,  тип светильников, и созданы целые энциклопедии поведения людей в тех или других магазинах. Можно даже влиять на покупателей и их эмоции с помощью света, а эмоции служат одним из главных мотиваторов. Как же вызвать больше положительных эмоций у человека в магазине? Об этом мы и поговорим в сегодняшней статье.

Что хочет покупатель? Купить много хорошего и дёшево. Что хочет продавец? Продать быстро и дорого. Вопрос только в том, что для обоих из них станет компромиссом? И покупатель, и продавец хотят, чтобы покупка состоялась. Обоим из них нужно то, что предлагает вторая сторона, осталось только найти общую волну, настроиться на неё. Именно эта волна и называется «подать себя (свой товар) в выгодном свете».

Покупателю: правильное освещение помогает найти товар, быстро ориентироваться в помещении магазина, остаться довольным, испытать положительные эмоции, и прийти ещё раз за ними.

Продавцу: правильное освещение не утомляет персонал, от него не болят глаза, оно не убаюкивает и вам не хочется спать. К тому же, персонал контролирует наличие товара на полках, на вешалках и витринах, можете оперативно их обновлять, дополнять и выставлять на всеобщее обозрение новинки. Продавец – товаровед всегда показывает свои лучшие модели, чтобы привлечь в магазин посетителей, которые могут стать клиентами. И свет вам в этом поможет.

ОБЩИЕ ПРАВИЛА КОММЕРЧЕСКОГО ОСВЕЩЕНИЯ

  1. Используйте подходящее оборудование. Это значит, что не стоит устанавливать роскошную хрустальную люстру в магазин или небольшой бутик, её может заменить много небольших и ярких точечных светильников, правильное организованное освещение встроенных ламп. Оно не будет привлекать внимания к себе, зато будет прекрасно освещать товар и стойки.
  2. Учитывайте площадь супермаркета или торговой точки. Каждый из них требует свои собственные нормы и лампы определённой мощности. Что подходит для зала, не подойдёт для коммерческого офиса и наоборот. Поэтому, рассмотрим такие 3 типа главных шаблонов освещения: общее, фоновое и акцентное.

Общее освещение:

Чаще всего это потолочные лампы, которые, в случае необходимости, могут закрепляться в несколько ярусов, друг над другом. Для этого высота самых потолков должны быть выше обычной, чаще всего в больших торговых центрах, развлекательных павильонах, и очень часто применяет многоярусные решения для витрин. Это не точечные накладные светильники, а традиционные лампы, к примеру, люстры или линейные светильники. Можно их крепить над прилавком, над столом, над кассовым аппаратом или стойкой «ресепшена». Тогда всё, что будет происходить на столе или за столом будет освещаться не только максимально ярко, но ещё и красиво. Регистрация, продажа, фиксация прибытия или отбытия гостей – все эти процедуры будут проводиться быстро и с приятным чувством заботы. С помощью общего освещения достигается не только оптимальная яркость торговых рядов, но и полное освещение всего пространства зала или магазина.

Фоновое освещение:

Такой тип света применяют намного реже, чем общий шаблон. Чаще всего фоновое освещение можно увидеть на витринах или при освещении стен с логотипом магазина или художественным рисунком. Сам тип осветительных приборов, которые будут использованы, определяется товаром или услугой, который он рекламирует. Используют настенные светильники или тонкие LED-панели, которыми можно выстраивать рисунки, узоры, геометрические фигуры. Фоновое освещение используется продавцами одежды и обуви, книг, сувениров, продуктов питания. Намного реже на него соглашаются владельцы ювелирных магазинов или дорогих аксессуаров.

Акцентное освещение:

Уже по названию можно понять, что данный шаблон используется для привлечения внимания к конкретному товару или предложению магазина. Для его решения лучше всего подходят светильники споты, или точечные светильники. Споты хороши тем, они очень маленькие, их можно поворачивать на небольшой угол, а также тем, что стоят не так дорого. Всегда можно выделить место в магазине для товара дня, товара недели или рекламных предложений, маркетинговых акций. Их можно увидеть в магазинах с бытовой техникой, магазинах гаджетов и электронных устройств, товаров искусства, косметикой или женскими украшениями. Грамотные ювелирные магазины всегда используют данный трюк, чтобы привлечь внимание дешёвой стильной моделью, большим ценником и грамотным освещением с нескольких сторон. Другой популярной областью применения акцентного света будет дизайнерская мебель с подсветкой. Точечные светильники для мебели прекрасно себя зарекомендовали в интерьере квартир и коммерческих заведений. Трековые светильники тоже справляются с данной задачей, но требуют больше места для установки. Их чаще всего вешают к подвесным системам, либо на стены. В любом случае, акцентное освещение можно создать с помощью различных систем, как вы видите, и надо изучать вашу конкретную задачу, что хотите именно Вы.

Идём дальше, поговорим про нормы освещенности.  

НОРМЫ ОСВЕЩЁННОСТИ ДЛЯ ТИПОВ ТОВАРОВ

Маркетологи и психологи уже давно вывели оптимальные показатели освещённости для разных товаров. Сама освещённость измеряется в Люксах (лк), и этот показатель изменяется от магазина к магазину, опираясь на их ассортимент. Поэтому, дальше в этом разделе мы будем измерять всё в Люксах. А если быть уже предельно точным, то 1 Люкс – это освещённость 1 квадратного метра силой света мощностью в 1 Люмен. Либо освещение сферы радиусом 1 метр точечным источником света, который находится точно в её центре.

Но, для вас важно запомнить, что на каждой лампе VELA уже указана мощность в Люменах, которая прекрасно позволяет ориентироваться в мощности и количестве для площади любого помещения, от малого до огромного.

Первое, максимальный показатель освещения нужен в супермаркетах. И неважно, какие именно светильники вы будете использовать. Нормой считается показатель от 800 до 1000 Люкс, и этот же диапазон наиболее комфортный для человеческого зрения. Он не яркий, но и достаточно сильный, чтобы вы могли прочитать мелкий шрифт на упаковке. В европейских супермаркетах используется норма в 1500 Люкс, поэтому для нас непривычно попадать в европейские крупные магазины. Нам внутри кажется слишком ярко, людно, и мы испытываем небольшой дискомфорт. Поэтому, используется вторая хитрость.

Второе, делите магазин на зоны. С помощью высоких стоек с товарами можно создать небольшую тень, которая прекрасно будет сглаживать излишек света. Но, это допустимо только в том случае, если у вас этот излишек есть. Если света мало, и будут высокие стойки и полки, то внутри будет темно. Об этом стоит помнить, и проверять на месте с помощью датчиков, какая фактическая освещённость между товарными рядами.

 

Третье, проходы к полкам и проходы между полок освещаются по-разному. Маркетологи установили, что товар должен освещаться более ярко, чем сам проход, по которому идут люди к полкам. Эта разница составляет от 25 до 35%. Объясняется специалистами тем, что «мы идём в магазин за покупкой, мы идём к цели, сама цель освещается хорошо». Когда мы подходим к ней, то подсознательно готовы к покупке.

Четвёртое, в тех местах, которые требуют много времени для выбора товара, свет специально приглушают. Это относится к одежде, в первую очередь. Мы покупаем одежду не так часто и долго прицениваемся, меряем, изучаем варианты. Во время примерки или оценки вы можете увидеть нитку, мелкий изъян, пылинку. И это может послужить причиной отказа от покупки. Из-за этого полки с одеждой освещаются умеренно, сдержанно. Поэтому люди будут стремиться чуть быстрее померять нужную им модель, подобрать размер и покинуть тёмную зону. Бытовая химия освещаются очень хорошо, потому что обычно мы не покупаем много бытовой химии. 1-2 банки моющих средств, порошок для стирки, средство для мытья окон и всё. Люди проходят эти отделы быстро, не тратя много времени. Продукты питания занимают больше времени, потому надо оценить все варианты и подумать о том, что приготовить на обед, ужин, сегодня, завтра, послезавтра.

Мы тут задержимся, и будем медленно толкать тележку, крутя головой по сторонам. Дорогие продукты питания будут на уровне глаз и рук, а дешёвый будут стоять в самом низу, и за ними придётся сгибаться.

Отдел сувениров, часов, книг остановит нас ещё больше, потому что слишком много всего перед вами и определиться с выбором ещё сложнее, а одежда или обувь в большом гипермаркете могут остановить женщину на час и более.

Поэтому, главной хитростью и игрой с освещённостью мы преследуем простую цель: остановить человека там, где света много, но много товаров вы не купите (химия, продукты, парфюмерия), зато посмотрите весь ассортимент. В то же время в отделах с одеждой вы задержитесь дольше, но света будет столько, чтобы вы оценили саму модель, но не увидели лишнего.

Исключением из этого правила служат только ювелирные украшения. В магазинах с украшениями из золота, серебра и драгоценных камней всегда очень ярко. Иначе вы бы просто ничего не купили. Такие вещи покупаются очень редко, потому что стоят они дорого. И здесь нельзя ошибиться с выбором. Ювелирные магазины всегда освещаются на самом высоком уровне, как по мощности света, так и по стилю светильников. 

Если говорить про конкретные показатели, то специалисты приводят такие цифры (полки, подходы к полкам):

  • химия, всё для дома, парфюмерия – 1000 Люкс / 300 Люкс;
  • мебель, домашняя бытовая техника - 1000 Люкс / 300 Люкс;
  • каждодневные продукты питания (хлеб, молоко, сыр, масло) - 800 Люкс / 250 Люкс;
  • рецептурные продукты питания (яйца, рыба, мясо, сладости) - 700 Люкс / 200 Люкс;
  • книги, сувениры, часы - 600 Люкс / 200 Люкс;
  • одежда, обувь, аксессуары - 500 Люкс / 200 Люкс;
  • подарки, цветы - 300 Люкс / 100 Люкс.

Внимание! Главное правило коммерческого освещения – не утомить глаза клиента там, где он обдумывает покупку, и стимулировать его яркостью там, где он проходит очень быстро.

     

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ФАКТЫ

Рекламная стойка.

Каждый магазин проводит распродажи, акции и выставляет рекламные товары. Такие специальные предложения стоит освещать тоже специальным способом. Лучше всего вам подойдут точечные светильники или трековые светильники.

Стойка должны быть небольшой, чтобы не мешать передвижению людей, и не мешать развозить продукцию персоналу магазина. И если случается такой вариант, что вам надо поменять стойку или стол с рекламными товарами, то лучше всего это сделать вместе с передвижным точечным светильником, либо треком. Требования к акцентному освещению: яркость и направленная фокусировка.

Витрина.

Витрины бывают двух типов: закрытые и открытые. Закрытые не предоставляют доступ покупателю к моделям товаров, которые на них выставлены, у них есть задняя стенка, провода и лампочки. Открытая витрина – это обычная витрина любого магазина или бутика. Перепад освещённости для витрины и для прохода магазина варьируется от 3 до 6 раз, то есть, витрина намного ярче, чем вход в магазин. Освещать как мелкие, так и габаритные вещи надо со всех сторон, и можно использовать для этого гибкую светодиодную ленту, которая встраивается в ниши вокруг товара. Так вы решаете сразу 2 задачи: экономите место и гарантируете свет со всех сторон одновременно. Использовать надо белый нейтральный свет, он подходит под все группы товаров.

Магазины с продажей текстиля, штор, свадебных платьев часто используют закрытую витрину, где имитируется интерьер, праздник, званый ужин. Сюда выбирают дизайнерские лампы на подвесах, а в самом магазине используются люстры, торшеры с тканевыми абажурами. Всё это должно создать атмосферу уюта, показать вам товар так, как он будет выглядеть у вас дома, или в нужной обстановке праздника, события.

Автомобильные салоны.

Большие залы с множеством полированных поверхностей. Все они должны создавать блики на новых машинах, с безупречной покраской и глянцевой поверхностью кузова. Для автосалонов подходит заливающий свет, нейтрального белого оттенка, а сами светильники не должны привлекать к себе внимание. Чаще всего выбирают круглые или квадратные встраиваемые LED светильники. Для наружного освещения парковки перед салоном подойдут прожекторы, их можно установить как на земле, по периметру парковки, так и высоких мачтах, тоже по периметру.

Цветочные магазины.

Чаще всего небольшие магазины, в которых собраны все цвета радуги, от красного до фиолетового. В них используются такие лампы, которые не меняют натуральный цвет лепестков. Для этого используют светодиодные лампочки с температурой свечения 3500 Кельвинов. Во время работы не выделяется ультрафиолетовый спектр, поэтому менять цвет они не могут. А сами лампы не нагреваются, так что температура в помещении тоже не будет расти. Это важно для цветов, которым необходим холод.

Сантехника.

Преобладание белой керамики и эмали. Выбирайте дневной цвет светильника. Прекрасно зарекомендовали себя линейные светильники, настенные, поворотные. Главная хитрость – направить его прямо в центр товарной группы, чтобы он равномерно освещал товары со всех сторон. Для этого его закрепляют прямо над полками или рядами сантехники. Оттенок – обязательно холодный белый, никаких тёплых белых. Холодный белый придаст товару холодную красоту и ценность в глазах клиента.

Вот 4 инструмента для повышения продаж:

  1. Общий свет (потолочные и линейные светильники);
  2. Направленный свет (трековые светильники и споты);
  3. Дизайнерский свет (LED-лента, индивидуальные решения);
  4. Зонирующий свет (комбинация нескольких светильников одновременно).

Используйте эти инструменты, и Вы увидите, как свет важен для продаж. Экспериментируйте, проводите акции, меняйте товары местами и снижайте яркость. Каждый из этих шагов покажет, насколько хорошо вы читаете психологию своих покупателей.

А VELA.COM.UA, в свою очередь, поможет вам достичь новых показателей продаж.

vela.com.ua