Освещение аэропортов. Светодиодное осветительное оборудование.

Аэропорт – огромный объект с ежедневным трафиком ресурсов и людей,  со своими подъездными путями, взлётной полосой, зданием аэровокзала, парковками и складами. Каждый из них нуждается в своём особом типе освещения, чтобы безопасность людей была на высоте и безопасность имущества не была под угрозой. Любое ЧП может привести не только к повреждению имущества, но и масштабной катастрофе. Не зря аэропорты считаются стратегическими объектами в любой стране и контроль, проверки, присмотр за стороны регулирующих органов над ними особый. Один из самых сложных объектов для проектирования и один из самых интересных объектов для освещения. Так что же надо учитывать специалистам?

Самолёты перевозят как пассажиров, так и грузы, технику, запчасти, габаритные вещи. Погрузка, выгрузка настолько разноплановых грузов осуществляется по разным процедурам, используя вспомогательную технику и машины. При всём при этом, аэропорт обеспечивает контроль и координацию между сотнями людей, службами и потоками информации. Информации, которая гарантирует спокойные перелёты со взлётной полосы. Взлётная полоса при этом всегда остаётся чистой и аккуратной. Мощные светодиодные прожекторы установлены вдоль её краёв, чтобы сигнализировать пилотам, куда им надо садиться. Помещение и залы ожидания освещаются светильниками, лампами и панелями, а грузовые ворота и ангары – технически защищёнными прожекторами IP65. Точная модель зависит от того, какое помещение, площадь и задачу надо решить данному конкретному светильнику. Но, все из них должны гарантировать безопасность!

БЕЗОПАСНОСТЬ – САМЫЙ ВАЖНЫЙ ЭЛЕМЕНТ

Любые большие и тяжёлые машины являются источником опасности  для окружающих людей. Кроме самого самолёта, по территории аэропорта передвигаются ещё пассажирские автобусы, погрузочные и разгрузочные машины, разного рода уборочная техника, автомобили. Понятно, что в таком огромном и непрерывном движении любая оплошность может вылиться в трагедию. Ведь когда ты смотришь за большой машиной, её боками, стараешься правильно запарковать, поставить в безопасное место, то можно не заметить человека, который замешкался у дверей склада, или отвлёкся на разговор по телефону. Что ещё более важно в тёмное время суток, когда темнота закрывает нам обзор. Следить за тем, какой уровень освещённости каждого отдельной зоны должен специально обученный человек. Именно тогда все прожектора и светильники находятся на своих местах, работают в полную силу. Диспетчерские вышки, склады с запчастями, топливные резервуары, стоянки легкового транспорта, мастерские, столовые, кафе, залы ожидания – это не только отдельные здания. Это общая инфраструктура , которая освещается ОДНОВРЕМЕННО. Уличные светодиодные светильники с защитой IP65 прекрасно себя зарекомендовали для наружного освещения крупных объектов. Ударопрочный корпус, многоуровневая изоляция, толстое стекло и нержавеющая сталь корпуса – все эти факторы позволяют эксплуатировать светильник десятилетия, при серьёзных температурных перепадах, ураганном ветре, ливне, граде, без особого ухода или обслуживания. Уличные светильники IP65 – первый серьёзный шаг для освещения аэропорта. Они подходят для всех мест, кроме самой посадочной полосы.

Очевидно, почему выбирают защищённые светильники для наружного света:

  1. Работа в любых погодных условиях, от жары до холода, от пыли до снега.
  2. Огромная экономия за счёт светодиодных полупроводников.
  3. Огромная яркость. Настолько большая, что в начале, с непривычки, светло, как днём.
  4. Срок службы от 30 000 до 100 000 часов работы. Такую гарантию не даёт никто, кроме LED ламп.
  5. Элементарное обслуживание, элементарный монтаж, одно удовольствие для любого электрика.

Каждый из перечисленных фактов важен для стабильной безопасной работы. И поскольку речь идёт о пассажирах, персонале и сотрудниках аэропорта, то выбирать придётся только такое защищённое и экономное оборудование. Поскольку строительство и эксплуатация подобных инфраструктурных объектов подчиняется чётким нормам и правилам, здесь нет места «особому дизайнерскому подходу», «особому личному видению» специалиста. Придётся соблюдать все правила и нормы прокладки кабелей, изоляции проводов, осветительных норм на квадратный метр площади и укладываться в бюджет расходов. Как результат, должен получиться большой, красивый, удобный аэропорт, где люди чувствуют себя безопасно, решают свои вопросы, отправляются на отдых, прилетают на выходные и упрощают себе жизнь.

Важно не забывать о том, что крупный аэропорт работает круглосуточно. Рейсы прилетают и улетают без остановок, в любую погоду, любое время. Сезон, праздники, Новый Год, ЧП в стране, внеочередные выборы не могут остановить жизнь аэропорта. Следовательно, светильники будут работать в самом сложном режиме, на грани своих возможностей, круглые сутки внутри помещений и весь тёмный период суток на улице. Чем севернее находится ваш аэропорт, тем дольше длятся ночи в зимний период, тем дольше будет работать каждый светодиодный светильник, установленный на улице. Но, какие вообще светильники используются для освещения аэропорта?

Есть 7 категорий осветительного оборудования, которые используются широко. Их делят по признакам  места и назначения. То есть, где они устанавливаются и что конкретно освещают. Какие это категории:

1. Фасадная подсветка терминала. Цель данной категории светильников – улучшить внешний вид здания, сделать его ярким, заметным с большого расстояния, чтобы видно было с трассы, автобуса или подъезжающего авто. Светильники располагаются либо на самом здании, либо на земле и свет направлен под углом вверх, на стены и элементы фасада. Архитектурные прожектора не должны светить в окна здания, потому что могут создавать трудности людям, которые работают в диспетчерской службе, комнате охраны, зале ожидания терминала.

2. Парковка для машин персонала и стоянка машин такси. Вторая важная категория, потому что машин возле аэропорта всегда много. Фонарные светодиодные столбы дают много света через крупные плафоны с блестящими отражателями.

3. Внутренние залы, коридоры аэропорта. Здесь используются как стандартные панели, так и яркие лампы в бутиках-магазинах. Гибкая светодиодная лента, гирлянды, светящиеся элементы применяются для проведения акций, открытия новых магазинов, во время открытия дополнительных крыльев здания или дьюти-фри.

4. Площадки для погрузки, выгрузки, перемещения машин. Всё движение между самолётами и зданием терминала. То есть, это основные узлы, где пересаживаются люди, где происходят операции с грузами. Освещается всегда с помощью мощных прожекторов, которые заливают площадь на 40 метров и более.

5. Аварийная подсветка. Для любых штатных и внештатных ситуаций: пожар, наводнение, проникновение неустановленных лиц на территорию объекта. Включается в тех случаях, когда надо подчеркнуть чрезвычайность события, и когда лампы должны работать в любом случае, показывая на входы и выходы из здания. Работает на автономном источнике электричества – отдельном генераторе, и каждая линия светильников подключается отдельным щитком, чтобы они не вышли из строя все одновременно в случае разрыва провода.

6. Дороги, ведущие к аэропорту. Главные транспортные магистрали, которые связывают объект с городом. Освещаются с помощью уличных фонарей, а также с помощью прожекторов возле шлагбаумов и ворот служебных въездов. Отдельное электропитание, не зависящее от самого аэропорта.

7. Взлётно-посадочная полоса. Самая важная часть любого аэропорта. От её состояния, направления, видимости границ и грамотной разметки зависит не только скорость взлёта и посадки, но и безопасность людей. Не только безопасность людей, летающих самолётами, но ещё и безопасность людей, которые живут в близости от полосы. Да, такое бывает довольно часто, что полоса упирается в жилой район. Освещение полосы строится за счёт уличных металлических столбиков очень высокой яркости. Их должно быть чётко видно с высоты, а также должна быть возможность регулирования мерцание, интенсивность или смену цвета. Все эти функции поддерживает LED оборудование.

Если территория аэропорта не будет освещаться по всем требованиям и нормам, то его могут закрыть или выписывать огромные штрафы до момента устранения проблемы. Понятно, что такие крупные объекты должны отвечать огромному списку правил, включая правил освещения, но для этого и есть специалисты, инженера - технологи. Каждый из них отвечает за своё направление. Их общая работа приводит к тому, что граждане нашей страны пользуются самолётами каждый день!

НОРМЫ ДЛЯ ВСЕХ РАЗНЫЕ

Это не означает, что нормы освещения разные, нормы как раз записаны в регуляторных актах и они едины для всех. Но, существуют разные зоны аэропорта, каждая со своими нормами. Вам же не надо освещать какой-то вспомогательный склад как главное здание? Нет, не надо. Поэтому неудивительно, что люди запоминают аэропорт только по зданию главного терминала и подъездной дороге к нему. Всё остальное в глаза не бросается и «как бы» не существует. Давайте поговорим именно про терминал и выясним его секреты.

Главный терминал – самое большое здание аэропорта. Состоит из нескольких этажей, с высокими потолками, несколькими зонами, большими окнами величиной в целую стену. Пассажиры могут наблюдать за тем, как самолёты покидают взлётную полосу, как их паркуют, разворачивают и готовят к взлёту. Очень интересная процедура, завораживает даже детей. В ночное время терминал освещается с помощью искусственных источников света. Крупные LED-панели Armstrong, либо линейные светодиодные светильники размещаются на балках перекрытий. С их помощью можно добиться равномерной подсветки всей площади зала ожидания, стоек регистрации и места для контроля грузов. Для вспомогательных помещений достаточно и настенных светильников, настенных бра и лампочек. Хорошо, если они будут в антивандальном корпусе и иметь хорошую степень защиты от влаги. Если случится пожар и включится система автоматического тушения огня, то лучше использовать защищённые лампы, стойкие к каплям и потокам воды.

Кроме этого, важно подчеркнуть то, что лампы в аэропортах должны иметь высокую степень цветопередачи. Большое количество цветных вещей, рюкзаков, чемоданов, сумок должно сразу кидаться в глаза. Чтобы никто ничего не путал, чтобы гостей-пассажиров могли встречать цветными табличками, чтобы дети, одетые в пёстрые одежды не пропадали с глаз родителей. Для этого надо купить LED светильники с высокой цветопередачей. К примеру, эти.

Что касается интенсивности света, то используют нейтральный белый оттенок. Потому что персонал на рабочем месте должен не терять концентрацию на проверке документов, уборке помещений, а также на контроле над безопасностью граждан. Жёлтый свет слишком сильно расслабляет, успокаивает и создаёт настоящую домашнюю атмосферу. Это не ресторан и не клуб отдыха. В аэропорту люди стремятся не пропустить свой рейс, не заснуть и вовремя вылететь. Поэтому именно нейтральный белый будет уместнее всего. Тем более, что отделка выполнена чаще всего с белой плиткой, стены с потолком тоже белые. Количество отражённого света будет очень большим. А если наложить на все эти эффекты холодный белый свет, то будет очень неуютно находиться там продолжительное время.

И есть ещё одна важная визуальная деталь. Пассажиры идут через специальные посадочные коридоры к самолёту, и через такие же коридоры идут люди, которые только что прилетели. Так вот, эти коридоры всегда освещаются слабее, чем внутренние залы терминала. Почему так? Потому что будет слишком большой перепад яркости между терминалом и салоном самолёта. Люди должны адаптироваться и быть готовы. Настенные LED светильники помогут вам решить данный вопрос. Тёплый оттенок средней мощности позволит пройти «предполётную акклиматизацию»  легко и просто.

Когда мы говорим про крупный аэропорт, то в вечернее время освещается до 50% всей инфраструктуры, включая полосы, въезды, дорожки, разгрузочные и погрузочные склады, включая главный терминал. Люди работают – светильники их освещают. Прожекторы, фонари, светильники и подвесные лампы. Для каждой из них есть своё задание и своя ответственность. Ведь надо сбалансировать освещение так, чтобы и пилотам было удобно сажаться свои самолёты, и пассажирам было комфортно перемещаться территорией. Ни один из лишних лучей не должен быть направлен вертикально в небо, кроме ламп на взлётной полосе. Если надо освещать большую площадь, то светильники поднимают на высоких опорах, и светят они вниз, а если мы говорим про фасадные модели, то у них специальные шторы экранируют луч, он попадает исключительно на фасад, не мешая никому рядом.

Что важно для самих пилотов, так это не только видеть границы посадочной полосы, но ещё быть уверенными, что на полосе нет ничего лишнего. Какая-нибудь деталь от предыдущего севшего самолёта, или мусор или уборочная машина может привести к катастрофе и такие случаи были. Поэтому, для высотной ориентации используются световые столбики, а когда самолёт снижается и заходит на посадку, то применяются грунтовые прожекторы, освещающие полосу.

Аэропорт функционирует как единое целое хозяйство, где каждый знает своё место, объём заданий и ответственность, освещается днём и ночью, охраняется и выполняет свою основную работу – принимает и отправляет самолёты в небо.